Святые места мусульман (Азизы) степного Крыма

Крымские азизы – это очень интересный пласт общеисламской общетюркской духовной культуры. Многие объекты являются сакральным наследием не только крымских татар, но и их далёких пращуров, населявших Крым в доисламский период. Глубокие научные исследования, собранные в единый научный труд могли бы стать заповедником уникального пласта крымского культурного наследия в Европе. Очень часто азизы встречались в степном Крыму. DSC_2594Вернувшиеся с мест депортации крымские татары находят и с любовью восстанавливают их. Однажды меня пригласили на установку памятного знака (дюрбе-таш) на святом месте, которое в народе называли Къыргыз-Къазакъ азизы. Этот азиз расположен на границе Раздольненского и Черноморского районов, на месте бывшей татарской деревни Къыргъыз-Къазакъ. После депортации крымских татар, деревню сровняли с лица земли, чудом сохранившийся 80-ти метровый колодец и могила святого – вот и всё, что осталось на месте той деревни. Народная легенда гласит, что жили когда-то в этих местах три брата, вели очень праведный образ жизни, были набожны, владели даром врачевания и после смерти были признаны святыми, а их могилы в бескрайних степях северо-западного Крыма народ почитал святыми и назвал по имени братьев: Бай-Къыят-Азизы, Тувакъа-Азизы и Къыргыз-Къазак-Азизы. Местные жители чтили память святых, в радость и в горе посещали могилы, ухаживали за ними, читали молитвы, прося у Всевышнего исцеления от болезней, хорошего урожая, избавления от войн и бед.

С глубокой древности в Крыму был широко распространён культ природных объектов: деревьев, водных источников, пещер. Имея природу языческих культов, они органично вписались в христианскую и мусульманскую религии. В исламе «святыми» деревьями считались те, что обычно росли у могил праведников – Азизов. Особо почитаемыми деревьями становились, как правило, многовековые деревья, некоторые из них имели тысячелетний возраст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *